Начало
Даты написания моих стихов теперь восстановить почти невозможно. Кроме последнего периода (с 1988 года), который зафиксирован весь — в тетрадях и на компьютере.
Первые стихи выжили с трудом.
Собственно, началом можно считать 1966 год. В том году я лежала в больнице с диагнозом «ревмакардит». В просторечье — ревматическая атака. Я была делегатом ТЮЗа и поэтому в большой, на 23 койки палате, подружилась с пожилой женщиной, которая когда-то училась в студии Павла Павловича Гайдебурова (он был учителем Брянцева, основателя Ленинградского ТЮЗа), Ириной Феодосьевной Тихомировой. Именно она сказала мне, что умерла Анна Ахматова, — мы стояли с ней возле тумбочки с лекарствами. Это было в начале марта (Ахматова умерла 5 марта, через два дня после моего шестнадцатилетия).
В больнице я лежала больше месяца. Там «справляли» мой день рожденья: в больнице был карантин, и мне передали груду всяких подарков, в том числе гиацинты от отца - это было роскошно. Из больницы, кроме тоски по нормальной одежде, я вынесла стихотворение «Требуют женские плечи…» Оно было непонятным. Откуда оно взялось и почему пришло ко мне? До этого я два года писала стихи про ТЮЗ, делегатские песни, но они почему-то выпадают и стихами, поэзией в моем представлении не являются.
Всю жизнь я писала свои стихи в небольших тетрадках в клеточку, которые стоили 22 копейки. Там я записывала варианты строк, правила готовые четверостишия, собирала их в стихотворение. Естественно, ставила даты. Этих тетрадочек набралось много. Но потом настал день, когда я их уничтожила.
Уже работая в «Смене», году, наверное, в 87-м или 88-м я передала свои стихи в Лениздат, который располагался на 5-м этаже (а «Смена» на втором). «Протекцию» мне составила Галина Ивановна Кряжевских, редактор Лениздата, с которой в 1980-м году мы делали книжку про Делегатское собрание ТЮЗа.
Со мной разговаривал главный редактор редакции «Художественная литература». Фамилия его была Белинский (как звать — не помню). Он мне сказал (дословно) следующее:
— Есть стихи, которые нужно печатать, есть стихи, которые печатать нельзя. И есть стихи, которые не нужно писать. Это — ваши стихи… Правда, — добавил он, помолчав, — в стихах я понимаю мало…
Я смотрела направо, в стену и думала о том, что было бы, если бы напротив Белинского вместо меня сидела Ахматова. Я думаю, она бы улыбнулась, саркастически. А я пришла в отчаяние. Не потому, что мнение этого партийного редактора было значимо для меня. Но я считала, что стихи, как и вообще творчество, должны быть абсолютно убедительны – для любого и каждого. Тогда их можно публиковать. Я еще в те времена не знала, что стихи вообще никому и ничего не должны…
Прийти в себя мне помог Женя Голлербах, которому я рассказала о встрече с ленинздатовским Белинским. Я сказала, что все уничтожила, что теперь буду жить без своих стихов. Ведь, в конце концов, можно жить и без стихов!
— Да, но что это будет за жизнь, — грустно сказал Женя.
Я долго восстановила то, что смогла, что вспомнила. Но уже — без дат. И далеко не все удалась восстановить…
А спустя несколько лет возникло четверостишие:
Первые стихи выжили с трудом.
Собственно, началом можно считать 1966 год. В том году я лежала в больнице с диагнозом «ревмакардит». В просторечье — ревматическая атака. Я была делегатом ТЮЗа и поэтому в большой, на 23 койки палате, подружилась с пожилой женщиной, которая когда-то училась в студии Павла Павловича Гайдебурова (он был учителем Брянцева, основателя Ленинградского ТЮЗа), Ириной Феодосьевной Тихомировой. Именно она сказала мне, что умерла Анна Ахматова, — мы стояли с ней возле тумбочки с лекарствами. Это было в начале марта (Ахматова умерла 5 марта, через два дня после моего шестнадцатилетия).
В больнице я лежала больше месяца. Там «справляли» мой день рожденья: в больнице был карантин, и мне передали груду всяких подарков, в том числе гиацинты от отца - это было роскошно. Из больницы, кроме тоски по нормальной одежде, я вынесла стихотворение «Требуют женские плечи…» Оно было непонятным. Откуда оно взялось и почему пришло ко мне? До этого я два года писала стихи про ТЮЗ, делегатские песни, но они почему-то выпадают и стихами, поэзией в моем представлении не являются.
Всю жизнь я писала свои стихи в небольших тетрадках в клеточку, которые стоили 22 копейки. Там я записывала варианты строк, правила готовые четверостишия, собирала их в стихотворение. Естественно, ставила даты. Этих тетрадочек набралось много. Но потом настал день, когда я их уничтожила.
Уже работая в «Смене», году, наверное, в 87-м или 88-м я передала свои стихи в Лениздат, который располагался на 5-м этаже (а «Смена» на втором). «Протекцию» мне составила Галина Ивановна Кряжевских, редактор Лениздата, с которой в 1980-м году мы делали книжку про Делегатское собрание ТЮЗа.
Со мной разговаривал главный редактор редакции «Художественная литература». Фамилия его была Белинский (как звать — не помню). Он мне сказал (дословно) следующее:
— Есть стихи, которые нужно печатать, есть стихи, которые печатать нельзя. И есть стихи, которые не нужно писать. Это — ваши стихи… Правда, — добавил он, помолчав, — в стихах я понимаю мало…
Я смотрела направо, в стену и думала о том, что было бы, если бы напротив Белинского вместо меня сидела Ахматова. Я думаю, она бы улыбнулась, саркастически. А я пришла в отчаяние. Не потому, что мнение этого партийного редактора было значимо для меня. Но я считала, что стихи, как и вообще творчество, должны быть абсолютно убедительны – для любого и каждого. Тогда их можно публиковать. Я еще в те времена не знала, что стихи вообще никому и ничего не должны…
Прийти в себя мне помог Женя Голлербах, которому я рассказала о встрече с ленинздатовским Белинским. Я сказала, что все уничтожила, что теперь буду жить без своих стихов. Ведь, в конце концов, можно жить и без стихов!
— Да, но что это будет за жизнь, — грустно сказал Женя.
Я долго восстановила то, что смогла, что вспомнила. Но уже — без дат. И далеко не все удалась восстановить…
А спустя несколько лет возникло четверостишие:
Как по лезвию ножа,
Словно в юности когда-то, —
Коридоры Лениздата,
Мне бежать по ним, бежать…
Словно в юности когда-то, —
Коридоры Лениздата,
Мне бежать по ним, бежать…
Да, коридоры Лениздата – это важное явление в моей жизни, но совершенно другая тема.
1999-2002
1999-2002
Такой я была в 16 лет в ТЮЗе
***
А кто-то когда-то купит
За десять звонких монет
Горечь моей разлуки,
Весну и мой солнечный свет.
За десять звонких монет
Горечь моей разлуки,
Весну и мой солнечный свет.
Кто-то будет смеяться
Над плачем моей души.
Я буду шутом, паяцем:
«Эй, шут, народ посмеши!…»
Над плачем моей души.
Я буду шутом, паяцем:
«Эй, шут, народ посмеши!…»
Я так не хочу, не надо.
Не смейте меня топтать!
Стихи — моя первая радость,
Нельзя ее продавать.
Не смейте меня топтать!
Стихи — моя первая радость,
Нельзя ее продавать.
Радостью можно делиться.
Стихи я отдам друзьям.
Не будет на полках пылиться
Сердце мое, как хлам.
Стихи я отдам друзьям.
Не будет на полках пылиться
Сердце мое, как хлам.
Не будут дробиться медью
Звезды моих ночей,
Не будет мой стих последний
Смехом моих палачей.
1966
Звезды моих ночей,
Не будет мой стих последний
Смехом моих палачей.
1966
***
Требуют женские плечи
Мужской неспокойной силы.
Жаркие смутные речи
Срываются с губ немилых —
Мужской неспокойной силы.
Жаркие смутные речи
Срываются с губ немилых —
О том, что деревья плачут,Плачут небо и лица.
Слова ничего не значат:
Не спится, никак не спится.
Слова ничего не значат:
Не спится, никак не спится.
Тоскуют глаза большие
О чьих-то далеких, ясных.
За что же их сна лишили,
Заставив любить напрасно?
О чьих-то далеких, ясных.
За что же их сна лишили,
Заставив любить напрасно?
Губы в отчаянной муке
Застыли, на крик сорвавшись,
И белые птицы-руки
Рухнули вниз, поднявшись.
Застыли, на крик сорвавшись,
И белые птицы-руки
Рухнули вниз, поднявшись.
Падают с неба звезды,
Что-то в душе обрывая.
За что же, за что эти слезы?
Не знаю, не знаю, не знаю…
1966
Что-то в душе обрывая.
За что же, за что эти слезы?
Не знаю, не знаю, не знаю…
1966
Конечно, это — не стихи. Это то первое бормотанье, которое становится песней только очень постепенно. Единственный признак поэзии тут, что эти два «стихотворения» — случились. Они случились внутри меня, и мне просто не хватило опыта, сил, владения словом (о, как слова выкручивают руки!), чтобы их прописать. Первое совершенно очевидно является откликом на Марину Цветаеву: «…Валявшимся в пыли по магазинам / Где их никто не брал и не берет..» Поэтому оно — второе по срокам написания. «Требуют женские плечи» написано зимой в больнице, а второе — уже после лета, когда впервые нам с подругой в руки попал опять-таки первый, недавно вышедший голубой сборничек Цветаевой. Его дала нам Плана Васильевна, и мы целое лето переписывали из него стихи, сидя в нашей квартире за большим круглым столом. А открывался сборник вот этим самым, каноническим: «Моим стихам, написанным так рано…»
Эти два стихотворения, несмотря на их слабость и ходульность оказались программными и задали поэтическую тему, которая спустя много лет была осмыслена, как очень важная в моем творчестве.
Первый итог, спустя много лет:
Эти два стихотворения, несмотря на их слабость и ходульность оказались программными и задали поэтическую тему, которая спустя много лет была осмыслена, как очень важная в моем творчестве.
Первый итог, спустя много лет:
«Нет, никто не востребовал света
И стихов из протянутых рук…»
И стихов из протянутых рук…»
Итог второй:
«Что может женщина, увы,
Когда владеет ей проклятье!..»
Когда владеет ей проклятье!..»
21.12.99
Первые стихи были про ТЮЗ. Далеко не все они сохранились, кое-где в папках и тетрадях встречаются какие-то отрывки, кусочки…
…Мы закат не пропустим,
Мы поймем чью-то грусть.
Это тоже искусство,
Это тоже — наш ТЮЗ.
***
З.Я. Корогодскому
Быть верным детству — это сложно.
Мы детство в сердце пронесем.
Таков девиз — и так во всем.
Да, это трудно, но возможно.
Вы нашей верностью сильны,
Мы вашей мудростью богаты.
Нам век дружить и помнить свято:
Мы детству все-таки нужны.
Творите, думайте, дерзайте!
Побед вам, творческих удач.
И пусть опять трубит Трубач —
Держитесь, курса не меняйте.
1966 (к 40-летию З.Я.)
А потом у меня написалось смешное стихотворение, которое я тоже не считаю стихотворением, но в нем удивительное, редкое для меня даже в детстве настроение.
***
Меня зовут Наташа,
И мне 17 лет.
Наташенька, Наташа —
Солнечный сонет.
Люблю я свою маму,
Конфеты «Кара-Кум»,
Когда большая стану,
Тогда возьмусь за ум.
А больше всех на свете
Я люблю себя
Вот кто-нибудь, ответьте:
Разве это зря?
Люблю свои глаза я,
Свой любопытный нос…
За то, что улыбаюсь,
Кто мне цветы принес?
Сама себе купила
Я розы у ларька!..
Себе же подарила —
Во какая я!
1967
ТЮЗ был моей сказкой. Ну, а потом… Как я сама написала, «все сказки кончаются свадьбой, потом начинается жизнь…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий